Статья из газеты «За здоровье» декабрь 2003 года

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

(Как это должно быть - популярно для всех)

 

Сегодня мы ведем беседу с главным детским неврологом города Челябинска, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры неврологии, мануальной и рефлексотерапии, заведующим неврологическим лечебно-диагностическим центром при детской городской больнице №6 Плехановым Леонидом Александровичем.

Одной из самых актуальных тем на сегодня в России и у нас в городе является проблема детской инвалидности. Вот уже в течение многих лет первенство на детском неврологическом поприще занимает  такое заболевание как детский церебральный паралич – это более 50% всех детей с неврологической инвалидностью.

Много написано научных работ и популярных статей, а также сделано открытий в его диагностике и лечении,  но все же  эта патология, объединившая в себе целые группы различных нарушений в нервной системе, остается  камнем преткновения для сегодняшней медицины и педагогики, как в России, так и Зарубежом.

 Прежде чем рассмотреть и понять основные направления реабилитации  больных детским церебральным параличом я хочу  привести  следующие  высказывания двух знаменитых людей:

Джон Стюарт Милль:

«Законы феноменов биологии являются и не могут быть ни чем другим, нежели законами поведения атомов и молекул».

В.Г. Белинский:

«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но вся жизнь его есть не что иное, как беспрерывное движущееся развитие, беспрестанное формирование».

Принимая во внимание эти мудрые фразы понятно, что любые состояния нашего организма, клинические проявления патологических процессов  в неврологии, психиатрии и других областях медицины, необходимо рассматривать как наружные, видимые проявления внутренних изменений в нервной и других системах. Эти процессы не являются конечными, они  текут и  развиваются как в здоровую сторону, так и в сторону болезни.

И так, говоря медицинским языком, понятным для всех, детский церебральный паралич или ДЦП – это аббревиатурный, собирательный  термин. Он объединяет в себя группу непрогрессирующих или псевдопрогрессирующих неврологических расстройств, возникающих в результате недоразвития или повреждения мозга в период раннего онтогенеза (т.е. в период формирования нервной системы – внутриутробно, в процессе родов или в грудном возрасте), сопровождающееся выраженными двигательными, речевыми, перцептивными (ощущение), коммуникативными (общение) и психическими  нарушениями, неспособностью сохранять нормальную позу тела в пространстве и выполнять нормальные произвольные движения.

ДЦП привлекало к себе врачей и философов, пытающихся отыскать причину заболевания и метод его лечения  во все времена.

Назову несколько известных имен, внесших неоценимый вклад в изучение этой патологии. Это английский хирург-ортопед Литтл, разработавший в 18 веке  основы причин возникновения болезни и хирургические методы ее коррекции (путем подрезания спастичных  мышц и сухожилий), а также известный австрийский врач невролог, психиатр, психоаналитик и философ Зигмунд Фрейд, разработавший наиболее полную и достойную классификацию этой болезни по принципу основных ее неврологических проявлений. 

В России же основоположниками изучения и развития, диагностики и лечения ДЦП были и остаются академик Л.О. Бадалян, ныне здравствующая профессор К.А. Семенова, а также мой учитель, разработавший наиболее эффективные методики лечения и «выращивания» нервной системы у детей с ДЦП, профессор И.А. Скворцов.

И так, каковы же основы медицинской реабилитации больных с ДЦП?

Во-первых, процесс реабилитации начинается тогда, когда нарушение какой-либо из функций организма очевидно для врача, больного и родителей. Но прежде чем начнется реабилитация нарушенной функции, например ходьбы или речи мы врачи можем заниматься  абилитацией больного, т.е. направленным развитием (еще не полностью нарушенной) функции. Речь идет о таком нарушении со стороны нервной системы, когда по возрасту, грудной ребенок еще не проявляет нарушение движения, речи и т.д. так как эти функции у него еще не сформировались. Но опытный врач должен уже в первые несколько месяцев,  и даже дней жизни ребенка, определить по микросимптомам и микропризнакам, те изменения в двигательной и рефлекторной сфере, которые  у данного ребенка формируется  не по возрасту. Для этого доктор обязан знать, какие симптомы  для каждого  возраста у ребенка является нормой, а какие патологией, т.е. формирующейся болезнью.

Почему так много в моих высказываниях слов, связанных с развитием ребенка: формирующийся, развивающийся и т.д.? Это связано с тем, что мозг ребенка, его нервная система активно формируется и развивается внутриутробно, еще до рождения, в первый год жизни ребенка и в меньшей степени первые 2-3 года его жизни. В этот период наиболее вероятно формируется различная нервная патология под влиянием неблагоприятных факторов организма матери и окружающей среды, а также наиболее вероятно закладываются и развиваются ростки того хорошего, что дают ему родители, здоровый организм матери и благотворная окружающая среда.  

ДЦП – заболевание, формирующееся у детей в течение первого года их жизни. Поэтому, важным в реабилитации таких больных является первый принцип:

Раннее начало лечения и реабилитации.

Этот принцип подразумевает, конечно же, и раннюю диагностику повреждения нервной системы. Всем известен термин перинатальной энцефалопатии, возникающей в той или иной степени у большинства новорожденных детей, является ничем иным как благодатной средой для формирования болезни нервной системы, в том числе и ДЦП, в более старшем возрасте. Поэтому диагностика энцефалопатии и своевременное, раннее профилактическое лечение отклонений от нормы в двигательно-рефлекторной и психической сфере у ребенка является и профилактикой детской  неврологической инвалидности. Но если все-таки врачам и родителям не удалось правильно направить и сформировать движения, речь, интеллект ребенка? В таком случае речь пойдет о ранней реабилитации ребенка с уже сформировавшейся патологией – ДЦП.

Раннее начало реабилитации ребенка с ДЦП подразумевает под собой активное лечение его в возрасте до 3-х лет. Именно до 3-х лет у ребенка формируются основные связи между нервными клетками и именно в этот период наиболее эффективно можно влиять на них, управляя этим процессом. После 3-х лет образовавшиеся связи между нервными клетками совершенствуются, оттачиваются. Прохождение нервного импульса уже идет по проторенной в раннем возрасте дороги, и чтобы изменить калию этой проторенной дороги больному и врачу, родителям и педагогам необходимо затрачивать еще большие усилия – от сюда  начинается период остаточных проявлений заболевания, называемый резидуальным периодом. Любое, даже активное, реабилитационное лечение таких больных после  3-х летного  возраста будет являться поздней реабилитацией. Такая реабилитация наиболее эффективна в условиях санатория. К примеру, у нас в Челябинской области в мае этого года открыт новый реабилитационный медико-социальный центр для детей с ДЦП и другими параличами. Центр находится в живописном месте на озере Еловое, лечение там бесплатное. Положительные результаты от комплексного влияния природы, бальнеопроцедур, массажа и других видов лечения увидели и врачи и родители.

Второй принцип - это индивидуальный подход в реабилитации, или использование сугубо индивидуального потенциала компенсации.

Этот принцип имеет несколько составляющих. Первая составляющая – это выбор правильной для больного превалирующей методики или метода терапии. Если у ребенка не сформированы возрастные рефлексы, позволяющие ему удерживать тело в вертикальном положении, ползти и сидеть, то несвоевременным выбором, скорее всего, будет проведение  больному подрезания мышц и сухожилий на ногах. Правильнее будет применить вначале те методы, которые позволят ребенку научиться переворачиваться, ползти и сидеть. Вторая составляющая перекликается с первой, так как базируется на выборе основной точки приложения лечебного фактора: нервная система, костная система, мышечная система, внутренние органы и системы? Что необходимо лечить первоначально в данный момент данному ребенку? Если больного беспокоит хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, то его лечение необходимо осуществлять параллельно с основным неврологическим заболеванием, если у ребенка формируются вывихи или подвывихи в тазобедренных суставах, то необходимо вмешательство грамотного ортопеда. Следующая составляющая индивидуального подхода – это выявление и развитие менее поврежденных функций у больного и влияние через них на более поврежденные функции. Как это может выглядеть на практике? Если у ребенка сохранный интеллект, то, используя этот потенциал можно научить его управлять своими движениями, речью и т.д. Для этого существуют и различные вспомогательные методики. Последняя составляющая индивидуального подхода – это определение компенсаторного потолка для каждого ребенка и для каждого конкретного возраста. Важно определять задачи минимум и задачи максимум для ребенка на каждом определенном отрезке времени.  Если ребенок не умеет сидеть в 2 года, то, конечно же, задачей минимум будет научить его сидеть, а максимум научать удерживаться на ногах. В последующем по достижении поставленной цели, задачей минимум для этого больного будет научиться делать правильные шаги, а максимум, на этот период времени, хорошо без посторонней помощи передвигаться. Для врача и родителей важно понимать последовательность и этапность  происходящих событий и знать, что идеальный вариант их течения возможен при идеальном стечении обстоятельств, т.е. не всегда.

Третий принцип – это комплексный подход в реабилитации. Он подразумевает под собой необходимость использования работы всех  специалистов, помощь которых нужна ребенку. Комплексные нарушения при ДЦП движения, речи, восприятия, интеллекта и др. требуют и комплексного воздействия на больного и его болезнь со стороны невролога, ортопеда, психиатра, психолога, логопеда, окулиста, педиатра и других медиков и педагогов.

Четвертый принцип медицинской реабилитации больных с ДЦП – это долговременность реабилитации. Что он подразумевает под собой?  Для начала необходимо понять,  как бы это не было больно и неприятно, что ДЦП – это заболевание, которое  в большинстве своем, будет сопровождать ребенка всю его жизнь. Можно говорить о полном излечение только в немногих случаях и только  при своевременном начале  лечения, а также при применении самых эффективных для данного ребенка методик терапии. За свою многолетнюю практику я могу, конечно же, с гордостью сказать, что лишь около 5-7% детей я смог избавить от этого недуга и помог войти в здоровый социум здоровых детей. Но это не большая цифра, даже при использовании мной такой суперсовременной и эффективной методики как метамерная фармакопунктура. Занимаясь больными детьми из разных уголков нашей страны и зарубежья я убеждаюсь, что это заболевание не щадит ни кого – ни Россиян, ни американцев,  ни бедных, ни богатых. Спасение от него – это предотвращение его формирования в раннем возрасте, а при его развитии, правильное использование реабилитации и современных методов лечения.

От сюда, Пятый принцип – использование различных средств и методов коррекции, начиная от самых простых (массаж и гимнастика) заканчивая самыми сложными, влияющими на сами клетки нервной системы. 

Наука не стоит на месте. Только в нашей стране разработано десятки эффективных методик воздействия на больного с ДЦП, позволяющих значительно улучшать нарушенные функции нервной системы. В своей практике я сам использую прогрессивные методики как свои, так и своих учителей, в частности Московского профессора Игоря Арнольдовича Скворцова, который дал в свое время мне Путевку в жизнь  в большой неврологии. Методики позволяют в большинстве случаев добиться действительно положительных результатов при ДЦП, а нередко, при раннем обращении и индивидуальных особенностях самого ребенка - его выздоровления. Таких примеров у меня достаточное количество. Но все-таки в заключении хочу подчеркнуть одну аксиому, в лечении детей с ДЦП огромная роль принадлежит их родителям. Только их безграничное  терпение,  вера в благоприятный исход, неукоснительное выполнение врачебных рекомендаций способны совершить чудо!

Подготовила Ж.КИСЕЛЕВА.

 

 

Hosted by uCoz