Журнал «Челябинск» №4 2002 г.
НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ... И ДАЖЕ «ВЫРАЩИВАЮТСЯ»
Татьяна Воловик
Детский
церебральный паралич. Диагноз, звучащий как приговор и означающий, что твой
ребенок никогда не сможет играть в футбол со сверстниками, танцевать на
дискотеке, а может быть, обречен наблюдать жизнь через оконное стекло. Сколько
ребятишек с этим диагнозом оказываются в специальных детских домах и интернатах
— зачастую уже в роддоме маме советуют отказаться от малыша, так как вылечить
его скорей всего не удастся. Многие так и делают. Не всякому даны силы, чтобы
нести свой крест...
Именно от таких мам, не желающих смириться с приговором врачей, я услышала о докторе Плеханове, которому удается бороться с ДЦП и другими психоневрологическими заболеваниями у детей. Причем, судя по отзывам, весьма успешно.
Леониду Плеханову 38
лет. Кандидат медицинских наук. Руководитель городского детского
неврологического центра, работающего на базе больницы № 6. Детской неврологией
заинтересовался еще в медицинском институте. После окончания интернатуры по
этой специальности четыре года работал в республиканском психоневрологическом
санатории «Озеро Горькое», где пришлось заниматься лечением детей с тяжелыми
формами ДЦП. Уже тогда отличался неординарным подходом к лечению этого
заболевания, дополняя общепринятые схемы нетрадиционными методами, такими, как
иглорефлексотерапия, фармакопунктура (введение лекарственных веществ в
определенные точки и зоны тела), иридофототерапия.
Взяв за основу методику выдающегося московского специалиста в области детской неврологии профессора Скворцова И.А., Леонид Александрович не переставал искать новые пути и постепенно пришел к своему собственному методу «выращивания» нервной системы. Звучит, прямо скажем, почти фантастически, но Леонид Александрович дает этому явлению научно обоснованное объяснение:
— Дело в том, что ребенок рождается с достаточно развитой системой внутренних органов за исключением нервной системы. Она начинает созревать вне утробы матери и особенно интенсивно развивается в течение первого года жизни. Поэтому если в ней изначально была какая-то «поломка» на уровне нервной клетки: кислородное голодание плода, стресс, родовая травма, внутриутробная инфекция и т. д. — нарушается вся генетическая программа структурной организации нервной системы. Чтоб было понятнее, вспомните принцип «домино»... Очень важно вовремя остановить этот процесс, а иногда даже предотвратить его, назначив лечение профилактически. Вот почему так необходима ранняя диагностика нарушений нервной системы у ребенка.
— Чем раньше, тем лучше?
— Вот именно. Лучше в возрасте от одного до трех месяцев, тогда эффективность лечения будет намного выше.
—Но как можно увидеть
какие-то нарушения у такой крохи?
— Я использую кроме традиционных подходов разработанные мною методы ультразвукового сканирования детей раннего возраста и компьтерной тепловизорной диагностики, которые позволяют определить нарушения на всех уровнях позвоночника, от черепа до седьмого шейного позвонка, которые в дальнейшем, если эту «поломку» вовремя не исправить, могут привести к синдрому ДЦП, раннему сколиозу, остеохондрозу, а также нарушениям со стороны внутренних органов. Не забывайте о принципе «домино» — одно выпавшее звено ведет к сбою всей системы. Кроме того, тепловизор помогает не только диагностировать неврологические нарушения, но и следить за движением в ходе лечения, предотвращая отдаленные последствия, связанные с поражением нервной системы. Глубокое обследование обеспечивается и возможностями детского неврологического центра, в котором ребенок «попадает» в руки специалистов разных направлений: терапевта, психолога, невролога, вертебролога. В отличие от обычной поликлиники мы все работаем в единой связке, и это позволяет более точно определить, в чем заключается первопричина нарушений в организме. Надо отдать должное главному врачу детской городской больницы № 6 Наталье Дмитриевне Усмановой, которая девять лет назад, выслушав мои предложения по организации центра, поддержала эту идею. В результате центр из межрайонного в 97-м году преобразовался в городской, мы активно сотрудничаем с кафедрой педиатрии медицинской академии дополнительного образования, так что наблюдение и лечение детей ведется с учетом самых современных методик.
— В том числе и тех,
которые разработаны здесь, в центре? Например, каким образом вам удается
добраться до нервной клетки? Есть свой метод?
— Да. И он заключается не только в уникальности лекарства, которое должно устранить «поломку», но и в способе доставки лекарства к больной клетке. Ведь в чем состоит недостаток традиционных методик введения лекарств путем внутримышечных или внутривенных инъекций? Они не доходят до адресата, так как больная клетка слишком слаба, и лекарство поглощают ее здоровые собратья. А моя методика позволяет делать микроинъекции в определенные зоны в зависимости от характера поражения. Клетка получает толчок для развития и начинает функционировать, перестраиваться, расти. После нескольких курсов лечения ультразвуковые томограммы и компьютерные исследования показывают появление височных, затылочных долей мозга, которых раньше не было.
—А внешне по ребенку это
можно увидеть?
— Конечно. Иногда уже после трех сеансов лечения малыш, который не мог сидеть, брать игрушки, не знал даже маму, начинает играть, произносить слоги, смеяться. Но сразу скажу, что чудес в лечении сложнейших заболеваний типа ДЦП или болезни Дауна быть не может. Все зависит от глубины поражения, своевременности выявления болезни и отношения родителей к своему ребенку.
— Но неужели родители не
заинтересованы в выздоровлении или, если оно невозможно, в улучшении состояния
своего ребенка?
— Видите ли, многие мамы, принося на первый осмотр месячного малыша, не воспринимают всерьез предупреждение врача о том, что у ребенка серьезные нарушения, которые нужно немедленно лечить. Даже оскорбляются: мол, у моего сына или дочки с головой все в порядке. В результате самый оптимальный момент для лечения бывает упущен, и оно значительно осложняется. У многих не хватает терпения довести лечение до конца — жалко ребенка (инъекции довольно болезненные), нет времени на процедуры и т. д. Отговорок можно найти сколько угодно... Но я не чародей: взмахнул волшебной палочкой, и ребенок выздоровел. Я доктор, и мой долг сделать все, чтобы жизнь человека, появившегося на свет, была как можно более полноценной. К сожалению, ребенок не может быть союзником в этой борьбе с недугом. Он еще слишком мал. Союзниками могут быть только родители, и было бы хорошо, если бы они ощущали всю меру ответственности за его будущее.